Советы начинающему - "как снять натюрморт". Часть 1.
В фотографии что главное?
Конечно свет.
Определимся с источником света для начала.
Варианты у нас:
-
искуственное освещение помещения
-
естественный солнечный свет из окна
-
постоянные источники света (лампы)
-
импульсный свет (вспышки)
-
световая кисть
С первым вариантом мы хорошую кашу точно не сварим.
Все остальное имеет право на жизнь, для примера остановимся на последнем - световая кисть, которое хотя и требует навыков, но не боги горшки обжигают.
Вариант с постоянным светом и импульсным возможно станет темой другой статьи, исли будет интерес.
Итак, световая кисть:
В качестве световой кисти подойдет светодиодный фонарик, желательно чтобы на него можно было поставить самодельный тубус, желательно чтобы он имел возможность регулировки светового пятна. Но если нет, то нет. Я использую вот такой:
Натюрморт обычно стоит на чем то. А не висит в воздухе. Нам нужен стол.
Стол тоже где то стоит. Комната должна быть достаточно просторной - чем дальше будет фотоаппарат от натюрморта, тем более длиннофокусные объективы можно применить, тем меньше потом придется править перспективные искажения.
Хотя пространство и необходимо, это всё таки не студийный портрет, можно обойтись довольно маленьким пространством, не вынося из квартиры шкафы и кровати.
Я использую кухню:
Стол здесь слегка отодвинут от стены, чтобы увеличить размытие фона.
Естественно требуется фотоаппарат. И штатив. Без этого никуда.
Для удобства работы неплохо иметь тросик - пульт дистанционного управления. У меня беспроводной (та блямба в гнезде вспышки - приемник). Вот передатчик:
Проводной тоже подойдёт. Можно обойтись и без него, но с пультом значительно удобнее работать.
В начале я обычно ставлю на аппарат зум. В данном случае это Минольта 28-105. Иногда он там и остается, иногда я его потом заменяю на подходящий фикс.
Главное что нам от него надо - резкость. Светосила значения не имеет - нам всё равно придется закрывать диафрагму. Причем сильно (а как известно "все стекла на диафрагме 8 одинаковы").
Фактура плоскости стола меня не устроила, положил тонкие дощечки имитирующие грубый стол.
Обои тоже мне не подходят - клеим на стену на скотч картонку или ткань. Конечно, удобнее, если сразу будут голые бетонные обшарпанные стены, но боюсь, домашние Вас не поймут. Поэтому клеим:
Окно зашторить, на улице уже стемнело, что нам и надо - никаких лишних источников света. Дверь в другие помещения закрыть чтоб не отсвечивало потом.
Что в натюрморте главное?
Конечно композиция.
С композицией и набором предметов лучше определиться заранее, еще до съёмки решить что мы будем снимать, какие предметы используем, какой должен быть характер у фона и у поверхности стола.
Посмотрите чужие работы, картины художников. Определитесь с набором предметов, для начинающего лучше ограничиться тремя-пятью предметами, не больше.
Композиция - отдельная тема для отдельной статьи. Вкус и умеренность - не ставьте лишнего, предметы должны гармонировать между собой, не должно быть ощущения нарочитости - пусть будет псевдоестественный хаос. Псевдоестественный - значит что просто разбросать как что упадет тоже не метод. Предметы должны перекрывать друг друга, а не стоять порозь, компонуя общую композицию.В совокупности предметы должны иметь некую геометрию общей формы. В нижеприведенном примере это треугольник.
Начинаем выставлять предметы. Настраиваем фокус, делаем тестовые снимки, проверяем глубину резкости.
Настройки фотоаппарата:
- Ручная фокусировка. Автомат Вам не поможет. В темноте Вам не почему будет фокусироваться. Сделайте это сейчас, пока есть свет. Я предупреждал что работать придется в темноте?
- Автоматическое ISO - выключить. Ставим ISO в диапазоне 100-200. Желательно основное ISO для Вашей матрицы. Обычно для CMOS это 200, для CCD это 100.
- Для теста при свете ставим приоритет диафрагмы (режим A). Определяем глубину резкости, меняем диафрагму. Запоминаем выбранное значение. Оно будет у Вас в диапазоне 8-11 скорее всего. После того как мы "уйдемв темноту" режим съемки необходимо будет сменить на M (полностью ручной). Диафрагма - та которую мы выбрали, а выдержка будет зависеть от мощности Вашего фонарика и от того как Вы будете им освещать соой натюрморт. Выдержка будет измеряться секундами. Например пара будет - диафрагма 8, выдержка 30 секунд. Возможно использование режима BULP, но за временем Вам тогда придется следить самостоятельно, отсчитывая секунды.
- Баланс белого. Если Вы снимаете в RAW, можете не париться с ним, поправите в конвертере. А вот если в JPG, то Вам одназначно придется взять белый лист бумаги, выключить свет и выставить баланс белого по этому листу, освещая его Вашим фонариком. Сохраните настройку баланса белого в соответсвии с инструкцией к Вашему фотоаппарату.
Продолжение в Части 2
liapin©
fotopozitiff.ru
Date | Comments | Username | Rating |
2015-07-02 08:46:59 | Mari | 5.0 |